Поиск по жанрам

боевые искусства
вампиры
война
детектив
дзёсэй
драма
история
киберпанк
комедия
махо-сёдзё
меха
мистерия
мистика
музыкальный
пародия
паропанк
повседневность
полиция
постапокалиптика
приключения
психология
романтика
самурайский боевик
сёдзё
сёнэн
сказка
спорт
сэйнэн
триллер
школа
фантастика
фэнтези
эротика
этти
ужасы

Поиск по жанрам ведётся по совпадению слова в описании. Если в описании материала отсутствует указанное слово, материал не будет найден. В таком случае введите интересующий жанр в поле поиска.

Друзья сайта


Музыкальные аниме клипы

ElfenLied.clan.su

Статистика



Онлайн всего: 11
Гостей: 9
Пользователей: 2

Ниндзюцу. Искусство тени.
Добавил: LightEnergy | Дата: 25.02.2008 | Просмотров: 3018 | Категория: Статьи о Японии

Одна из версий возникновения

История эта началась приблизительно в 7-ом веке в Китае, во времена династии Тан. В это время буддизм, распространяющийся в Китае с середины 1-ого века, стал государственной религией. А буддийское духовенство делилось на две неравные группы. Большинство, живущее в монастырях, - и бродячих монахов "люгай". Они никому не подчинялись, а их проповеди сильно отличались от "официальной концепции".


Экипировка ниндзя

Борьба с инакомыслящими велась жестокая. Власти обвиняли их в колдовстве и извращении буддизма. В свою очередь, странствующие монахи частенько примыкали к отрядам повстанцев, а то и к шайкам разбойников. В среде этих самоотверженных поборников своей веры сложилось особое искусство выживания в любых условиях "люгань мэнь" ("врата учения нищих монахов"). Вооружённые этим невидимым оружием, они странствовали всё дальше и дальше, и наконец добрались до Японии.

В стране Восходящего солнца, как известно всё изменяется и становится японским. Как кэмпо превратилось в каратэ, так и "люгай" превратились в "сидосо" - монахов, не имеющих государственной лицензии. Один из них, Энно Одзун (634 - 703 гг.), прожив отшельником более 30 лет, соединил "люгань мэнь" с синтоинским культом гор, получив учение "Сюгендо" ("Путь обретения могущества").

Скоро последователи нового учения повторили судьбу своих китайских собратьев. Они тоже не подчинялись властям, не платили налогов и ещё лишали монастыри части пожертвований, которые крестьяне отдавали бродячим монахам и отшельникам, пользовавшихся в их среде гораздо большим почетом, чем официальное духовенство. С усилением репрессий отшельники объединялись в замкнутые общины, превратившиеся в последствии в кланы.

Скрывались адепты этого, запрещённого властью, учения, преимущественно в горах, отчего и получили название "яма-но-хидзири" ("горные мудрецы"). Для выживания они организовали группу монахов-воинов, главной задачей которых стала защита общины от самурайских отрядов. А после одного крупного неудачного восстания в 764 г. их ряды ощутимо пополнились бежавшими в горы мятежниками, оставшимися без хозяев самураями - ронинами. К концу 9-ого - началу 10-ого веков их стали называть "яма-буси" ("спящие в горах", или - в другом значении этих иероглифов - "горные воины").

С середины 10-ого и до середины 17-ого веков любимым делом японских князьков была война со своими соседями. 700 лет непрекращающихся междоусобиц, в которых выживали лишь те, кто был сильнее, а также те, кто обладал лучшей развединформацией о противнике. Вот только самураи в разведчики не годились. Бусидо - самурайский кодекс (Бу - воин; си - служба; до - путь) не позволял. Вот эту незаполненную нишу в военном деле и заняли "яма-буси" с их отточенным в сложнейших условиях искусством выживания.

Естественно, те князья, что пользовавшиеся их услугами, имели преимущество над своими противниками, так что монахи-воины без работы не оставались. Причём часто бывало, работали сразу на две противоборствующие стороны. Это приносило прибыль и обеспечивало безопасность клана. Кроме того, участие в бесконечных войнах привело к тому, что система их боевой подготовки стала быстро совершенствоваться. Так кланы превратились в школы ниндзюцу (один из вариантов перевода - "искусство тайных действий"). В 13-ом веке было известно около 20-ти таких школ, а к 17-ому их насчитывалось больше 70-ти.

Но после 1615 года, с концом феодальных войн и объединением Японии в централизованное государство, начался упадок ниндзюцу. После буржуазной революции 1867-68 гг. от их кланов остались лишь несколько семей, в которых искусство ниндзюцу передавалось по наследству.

Ниндзюцу - искусство побеждать.


Экспонаты в музее ниндзя города Ига-Уэно, Япония

Японский иероглиф "нин" имеет несколько значений. Его можно перевести, как терпение, выносливость, так же он может означать и незаметный, скрытный. А иероглиф "дзя" - означает личность. Таким образом, о ниндзя можно сказать, что он действует незаметно и терпеливо. А ниндзюцу переведём как "искусство тайных действий" или "искусство терпеливых".

Однако, если копнуть глубже, иероглиф "нин" образован из двух меньших иероглифов, из который верхний означает "клинок", нижний - "сердце" или "дух". И 33-й патриарх школы ниндзюцу Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу, прозванный Монгольским тигром, переводил ниндзюцу как "искусство побеждать врагов несмотря ни на что".

Ниндзюцу как доктрина делилось на три части - высшее, среднее и низшее, которые соответствовали внутренней иерархии, существующей внутри кланов ниндзя.

Высшее, для патриархов клана, - "дзёнин", - наука о политике, о механизмах государственных переворотов, крупных провокаций, мятежей и способов предотвращения всего этого.

Среднее, для "офицеров" клана, - "тюнин" - техника агентурной разведки, методы вербовки, конспирации, использовании вражеских агентов, сбор и анализ информации...

Низшее, предназначенное для "солдат", - "гэнин" - техника разведки, диверсий и как сейчас говорят - террористических акций. Ну и, конечно же, рукопашный бой (а надо сказать, что ниндзя не разделяли бой с оружием и бой без оружия, так как их учили превращать в оружие всё, что только может попасться под руку, не говоря уже о захваченном оружии противника).

Это как раз то, что в весьма урезанном и разбавленном варианте преподают в современных школах ниндзюцу.

В отличие от подавляющего большинства известных японских боевых искусств, ниндзюцу было в высшей степени функциональным. Во времена постоянных войн, мастер, отдающий предпочтение в технике красоте в ущерб её эффективности очень быстро погибал, но с наступлением более мирного времени (с середины 17-ого века) боевые искусства всё дальше стали удаляться от главного своего предназначения. Зато они стали более доступны (в том числе и для понимания) широким слоям населения, что привело к тому, что процветали более эффектные, а не эффективные (но не придающие значения эстетике движений) стили. Впрочем, это случилось не только в Японии.

Один из главных (если не самый главный) принцип боевого искусства ниндзя - "Ин-син тонкэй" (максимальный результат минимальными усилиями). В рукопашной схватке это означало победить во что бы то ни стало, эффективно используя слабые места противника. Ну и конечно нападать лучше всего внезапно, тогда, когда этого не ждут, со спины, или отвлечь внимание позволяющей сэкономить время и силы хитростью...

Конечно, с точки зрения самураев, это бесчестно. Но честью для ниндзя было, в первую очередь, - выживание своего клана. Всё остальное, что могло помешать этому, в том числе и проигрыш в бою, был непозволительной роскошью.

Но вернёмся к искусству боя. Всё, что не могло быть использовано для победы, всё лишнее (хоть и очень красивое) в ниндзюцу просто не использовалось. И оно имеет очень мало общего с тем, что показывают в голливудских фильмах, где после каждого удачного приёма ниндзя замирают в красивых позах.

Если взять требования к рукопашному бою американских зелёных беретов (впрочем, они схожи для спецназа любой страны), то любой поединок должен быть выигран менее чем за 30 секунд. В противном случае шансы диверсанта на выживание стремительно приближаются к нулю. Ну а для средневековых ниндзя требования к схватке были ещё жёстче: ведь им приходилось иметь дело не с современными, пусть и хорошо, но обученными всего за пару лет солдатами, - а с потомственными воинами.

С другой стороны, такой реальный бой по зрелищности не идёт ни в какое сравнение с постановочной боевой сценой в кино. Чего стоит сцена, в которой "главный ниндзя", забыв о сути своего искусства - быть незамеченным, то есть всегда, когда возможно, добиваться своей цели без открытого боя, - рубится с полчищами врагов половину экранного времени. Да и разрекламированный (по крайней мере, в Америке) образ странных людей, кидающихся с мечами на вооружённых автоматами солдат и с упорством маньяков отказывающихся пользоваться огнестрельным оружием, ниже всякой критики... Ведь настоящие ниндзя специально тренировались захватывать в бою оружие противника и с большим мастерством применять его...

Удивительно, что консультантами этих фильмов как раз выступали люди, хорошо разбирающиеся в боевых искусствах вообще и в ниндзюцу в частности (например, знаменитый актёр Шо Косуги, которого в детстве, с 7 до 12 лет обучал настоящий ниндзя). Конечно, этому есть простое объяснение - ниндзя пошутили. Что вполне сочетается с их доктриной представляться перед всем миром кем угодно, только не самими собой.

Надо сказать, что такое поведение (на экране) вполне окупается. Да и в коммерческом отношении современные школы ниндзя, где доверчивых американцев и европейцев учат «настоящему» ниндзюцу, процветают. Чего только стоит одна экипировка, заказываемая в Японии. Но даже на низшую часть искусства ниндзя они не тянут. Ведь искусство рукопашного боя и обращения с оружием - совсем не главное в ниндзюцу.

В десятитомном трактате, датируемым 1676 годом "Бансэн Сюкай" ("Десять тысяч рек впадают в море") дзёнин клана Ига-рю, Фудзибаяси Ясутакэ, высказывает мнение, что на уровне приёмов любой человек может действовать как ниндзя. Но для настоящего овладения сутью ниндзюцу, искусства побеждать не только врагов, не только обстоятельства, но и себя, одних тренировок мало...

Ни раем, ни адом
Меня не смутить,
В лунном сиянье стою -
Ни облачка на душе..
.

(Уэсуги Кэнсин, 16 век)



Прямая ссылка
BB код
HTML код



Случайное аниме


Всего комментариев: 3
3 Пухачу   (25.08.2015 16:44)
А термин "синоби/шинобу" от иероглифа красться, крадущийся боец...

1 Taruzo_Kisaragi   (23.06.2008 14:27)
Если кто-то хочет узнать поглубже на эту тему,то рекомендую книгу Горбылева "Путь невидимых.Подлинная история ни-дзюцу.

2 Бейбарс   (28.12.2011 04:21)
Есть книги и поинтересней на эту тему wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользователь


Логин:
Пароль:

Поиск



Радио


[AnimeRadio.SU]
Радио в отдельном окне

Часы



Чат